Москва, Россия, 21.04.2011 г.
________________________________________
Научно-практическая конференция Высшей Школы Экономики:
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕСЕ»
организация инновационного
фотографического образования
на основе электронного бизнеса
Автор: Бондарев В. В.
Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова
Научный руководитель: проф. Кузнецов И. В.
Цель исследования:
Разработка научной концепции инновационного университетского фотографического образования, с применением электронных технологий дистанционного образования.
Постановка проблемы:
- Отрасль производства российской фототехники и рынок фотографических услуг для СМИ и для населения требуют экономической модернизации, наполнения специалистами высшей квалификации, проведения серьёзных научных исследований.
- Высшее фотографическое образование не вошло в систему образования РФ как класс, согласно Государственному образовательному стандарту высшей школы РФ, Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО, 2010 г.) и Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
- Отсюда несоответствие некоторых позиций образовательных стандартов РФ реалиям современного общества и потребностям рынка. Из этого произросло множество негативных последствий:
- многолетняя отсталость российской фотографической отрасли;
- закрытие предприятий фото-химической промышленности из-за отсутствия специалистов, способных разрабатывать конкурентоспособную продукцию;
- низкий общий уровень иллюстрирования отечественной прессы;
- экономическая недоразвитость сектора коммерческой профессиональной фотографии;
- хаотичное развитие фотографического Интернет-сообщества;
- наличие большого количества визуального мусора в Интернете и СМИ, пошлой и вульгарной тематики съёмок, процветающей из-за отсутствия должного воспитания культурно-эстетического визуального восприятия у молодых людей, как на уровне средней общеобразовательной, так и высшей школы.
4. Высока актуальность проведения исследований в области организации и автоматизации системного фотографического образования, построенного на принципах сочетания дистанционного самообразования с очным обучением и организации производственно-сбытовой цепочки для результатов творчества учащихся.
5. «Смысл идеи Университета наиболее точно и полно передаётся буквальным переводом слова «universitas» – совокупность. Именно совокупность как объединение разных элементов, без которого эти элементы не могут сами по себе существовать и в полной мере проявиться, и является определяющим в понятии Университета», – писал Виктор Садовничий в книге «Университетское образование». Университет – это школа образования и центр исследований, создаёт творческую атмосферу, которая преобразует знания, выполняет одновременно функции профессионального, исследовательского и культурного институтов, причём образовательный процесс опирается на фундаментальные исследования, которые проводятся в самом университете, что порождает инновационные процессы («innovation» – новшество, нововведение).
По-этому Университет может стать лучшей формой для организации научно-исследовательских и обучающих процессов.
Содержание исследования:
Специалист «фотограф» числится с советских времён до сих пор только в разделе средне-специальной подготовки сотрудников Службы Быта (техникум для «фото на паспорт»). Фотоотделения существуют неофициально в некоторых вузах сейчас. Пионером стал МГУ, создавший фотографическую специализацию на факультете журналистики в 1950-х гг. Но в отличие от Европы или Америки, ни один вуз России не может выдать официальный диплом государственного стандарта с указанием специальности «фотохудожник», «фотожурналист», «фотоменеджер» или нескольких десятков других фотографических специальностей.
В то же время в Европе и Америке действует развитая система высшего аудио-визуального образования, являющегося одним из самых престижных в десятках лидирующих вузов. Кроме того есть специализированные институты фотографии. При этом существует несколько тысяч средних специализированных фотографических школ.
Российская Федерация презентует себя на международном уровне и во внутреннем информационном поле, пользуясь для СМИ и полиграфии услугами нескольких тысяч непрофессиональных фотографов, обученных в вузах по специальностям, далёким от фотографии. При отсутствии централизованного образования большинство современных фотографов сегодня не учатся визуальной грамоте видения и интерпретации у мастеров. Многие действуют «на ощупь» – без глубоких знаний, опираясь на собственный опыт и подсказки коллег. Организации и государственные структуры привлекают к оформительской и иллюстративной деятельности в большинстве случаев волонтёров из армии фотолюбителей, что неизбежно приводит к соответствующему низкому «уровню любительской картинки», и делает восприятие многих российских презентаций тусклым и непрезентабельным.
Потребность в научно-исследовательской работе есть во всех сферах, не только в области фотоники и оптики, кино-фототехники и фотохимии (бывшие НИИ ХИМФОТОПРОЕКТ, Красногорский оптико-механический завод, закрытые ныне «ТАСМА», «СВЕМА» и выживающий кое-как «СЛАВИЧ»). Отрасли нужны специалисты для фотографическо-полиграфического бизнеса, СМИ, фотобанков, архивов, и для арт-фото галерейного бизнеса. Сотрудников готовят кустарно, переучивая и доучивая в процессе выпуска низкокачественной информационно-визуальной продукции, с большими затратами рабочего времени и финансов.
В прошлом десятилетии появилась в стране первая коммерческая Академия Фотографии, которая пробудила к жизни рост частных школ фотографии и видеооператорского мастерства. Это движение набирает силу.
России, как и во всём мире, нужны высококвалифицированные кадры во всех отраслях науки и производства:
- фотографы (репортёры, "пиарщики", рекламщики, портретисты, фотографы архитектуры и интерьеров, натюрмортов для пищепрома, и т.д.);
- профильные специалисты (цветокорректоры, фотодизайнеры, редакторы, операторы печати, и т.д.);
- учёные научно-исследовательских институтов, в областях аэро-фотосъёмки, астрономии, космоса, микробиологии, медицины и др., владеющие фотографическим видением и техникой высококачественного исполнения.
В результате анализа мы видим сформировавшуюся необходимость создания Интернет-порталов дистанционного образования, объединяющих механизмы и методики классического вуза (фотографическое образование специалистов разных профилей) с ресурсами ФОТОАГЕНТСТВА (продающего новостные фотожурналистские изображения + банк иллюстраций для СМИ и рекламы), ФОТОИЗДАТЕЛЬСТВА (издание специализированной литературы и альбомов) и АРТ-ГАЛЕРЕИ (фотоискусство).
Подобные проекты сейчас интересуют нас в наибольшей степени, поскольку позволят охватить системным подходом весь комплекс организационно-информационного функционала для инновационной сферы высшего фотографического образования, интегрировать образовательные процессы с бизнесом и превратить в действующий научно-производственный комплекс, применяя самые современные IT-технологии.
Пришло время уделить особое внимание интеграции фотографических и математических моделей пространства, родивших 3D-технологию.
Результаты и научная новизна исследования:
Комплексное исследование данной тематики и реализация проекта позволит создать прецедент для введения фотографических специальностей в систему высшего специального образования Российской Федерации. Позволит скорректировать Государственный образовательный стандарт высшего специального образования, приближая его к европейским нормам Дорожной карты общего образовательного пространства, предложив при этом свои оригинальные национальные программы, методики, разработки.
Вывод:
Экономически эффективно инвестировать средства в красивую полиграфическую продукцию исключительно с адекватным визуально-информационным содержанием. Только так всё российское начнёт и выглядеть достойно, на высоком уровне.
К докладу Бондарева В.В.
на Конференции «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕСЕ»
Лекторское место даёт хорошую панораму обзора аудитории. Это лучшая точка съёмки общего плана, отражающего масштаб события и заинтересованные лица слушателей. Фотограф имеет уникальный инструмент информационного воздействия – он может наглядно отобразить (скажу дословно) «собственную точку зрения». Не только рассказывать о ней, но и показывать её. Как известно, один раз увиденное лучше, чем сто раз услышанное.
Ярлык: «Фотография – это ремесло, ничего больше», укоренился исключительно на советском пространстве, в результате стремления идеологических борцов доказать, что фотография не является искусством, а лишь техническое средство, аналогичное бездушному сканеру. В других странах ничего подобного нет, фотография с момента обнародования в 1832 году претендовала на роль нового искусства и стала двигателем многих умов к поискам научно-технических решений, обеспечив тем самым прогресс в различных областях знаний.
Русские ученые и видные деятели дореволюционной России увидели в новшестве великолепный инструмент познания мира и включились в гонку открытий. Было создано Российское общество фотографии, благодаря деятельности которого был создан в России первый в мире объектив с невероятной глубиной резко изображаемого пространства, а также до наших дней дошли редчайшие образцы фотографического искусства, как то цветные фотографии царской семьи 1900-х гг., фотопортреты известных людей, великолепные пейзажи.
Фотография уникальна как явление в своей многогранности. Её можно рассматривать как средство научного эксперимента или как его цель, изучая совокупность процессов, происходящих в ней, например:
+ творческие процессы
+ информационное и социологическое влияние
+ психологическое воздействие
+ эстетически-воспитательный комплекс
+ физико-химические и даже био-энергетические процессы
И сейчас лучшие из лучших профессиональных фотографов находятся в поиске ответа на главный философский вопрос фотографии: Что мы видим и что передаём, а что на самом деле запечатлевается и передаётся?
Многие профессиональные фотографы и операторы стремятся к получению не только специализированного образования, но и к максимально широкому кругозору, который даёт изучение десятков наук, главные из которых история искусств, литература, психология восприятия, философия, анатомия, физика, химия, математика, геометрия, а также искусства дизайна, графического рисунка и живописи, лепки, музыки и танца.
Остро стоят вопросы в области журналистики и СМИ, посвящённые достоверности передачи информационного сообщения и правдивости субъективной фиксации фактов, проблеме искажения смысла. Есть огромная научная проблема по организации электронной системы вербального описания изображения, интерпретации графических символов, хранения, классификации и автоматического поиска изображений по кодовым словам. Сейчас уже массово внедряются первые результаты данных разработок на уровне популярного Facebook.com, где пользователи лично описывают себя и индексируют вручную своих знакомых. А компания Apple уже несколько лет назад внедрила программу Aperture. Она помогает пользователю в автоматическом режиме проиндексировать по уже известным физиогномическим данным большие массивы отснятых фотоколлекций на предмет выявления указанной личности, основывая поиск на алгоритме поиска подобных векторных моделей контуров лица и его мимических складок в прямой и косых проекциях.
Как вы видите, простор для науки велик, сколь велика и потребность в специалистах высшей профессиональной компетентности.
ГУ ВШЭ, 21.04.2011