Владар Бондарев / КЛЮД (klud) wrote,
Владар Бондарев / КЛЮД
klud

Тезисы к конференции ВШЭ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕСЕ»

Москва, Россия, 21.04.2011 г.
_________________________________________________________
Научно-практическая конференция Высшей Школы Экономики:
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕСЕ»

организация инновационного

фотографического образования

на основе электронного бизнеса

Автор: Бондарев В. В.

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Научный руководитель: проф. Кузнецов И. В.

Цель исследования:

Разработка научной концепции инновационного университетского фотографического образования, с применением электронных технологий дистанционного образования.

Постановка проблемы:


  1. Отрасль производства российской фототехники и рынок фотографических услуг для СМИ и для населения требуют экономической модернизации, наполнения специалистами высшей квалификации, проведения серьёзных научных исследований.

  2. Высшее фотографическое образование не вошло в систему образования РФ как класс, согласно Государственному образовательному стандарту высшей школы РФ, Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО, 2010 г.) и Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

  3. Отсюда несоответствие некоторых позиций образовательных стандартов РФ реалиям современного общества и потребностям рынка.  Из этого произросло множество негативных последствий:

-     многолетняя отсталость российской фотографической отрасли;

-     закрытие предприятий фото-химической промышленности из-за отсутствия специалистов, способных разрабатывать конкурентоспособную продукцию;

-     низкий общий уровень иллюстрирования отечественной прессы;

-     экономическая недоразвитость сектора коммерческой профессиональной фотографии;

-     хаотичное развитие фотографического Интернет-сообщества;

-     наличие большого количества визуального мусора в Интернете и СМИ, пошлой и вульгарной тематики съёмок, процветающей из-за отсутствия должного воспитания культурно-эстетического визуального восприятия у молодых людей, как на уровне средней общеобразовательной, так и высшей школы.

4. Высока актуальность проведения исследований в области организации и автоматизации системного фотографического образования, построенного на принципах сочетания дистанционного самообразования с очным обучением и организации производственно-сбытовой цепочки для результатов творчества учащихся.

5. «Смысл идеи Университета наиболее точно и полно передаётся буквальным переводом слова «universitas» – совокупность. Именно совокупность как объединение разных элементов, без которого эти элементы не могут сами по себе существовать и в полной мере проявиться, и является определяющим в понятии Университета», – писал Виктор Садовничий в книге «Университетское образование». Университет – это школа образования и центр исследований, создаёт творческую атмосферу, которая преобразует знания, выполняет одновременно функции профессионального, исследовательского и культурного институтов, причём образовательный процесс опирается на фундаментальные исследования, которые проводятся в самом университете, что порождает инновационные процессы («innovation» – новшество, нововведение).

По-этому Университет может стать лучшей формой для организации научно-исследовательских и обучающих процессов.

Содержание исследования:

Специалист «фотограф» числится с советских времён до сих пор только в разделе средне-специальной подготовки сотрудников Службы Быта (техникум для «фото на паспорт»). Фотоотделения существуют неофициально в некоторых вузах сейчас. Пионером стал МГУ, создавший фотографическую специализацию на факультете журналистики в 1950-х гг. Но в отличие от Европы или Америки, ни один вуз России не может выдать официальный диплом государственного стандарта с указанием специальности «фотохудожник», «фотожурналист», «фотоменеджер» или нескольких десятков других фотографических специальностей.

В то же время в Европе и Америке действует развитая система высшего аудио-визуального образования, являющегося одним из самых престижных в десятках лидирующих вузов. Кроме того есть специализированные институты фотографии. При этом существует несколько тысяч средних специализированных фотографических школ.

Российская Федерация  презентует себя на международном уровне и во внутреннем информационном поле, пользуясь для СМИ и полиграфии услугами нескольких тысяч непрофессиональных фотографов, обученных в вузах по специальностям, далёким от фотографии. При отсутствии централизованного образования большинство современных фотографов сегодня  не учатся визуальной грамоте видения и интерпретации у мастеров. Многие действуют «на ощупь» ­­­­– без глубоких знаний, опираясь на собственный опыт и подсказки коллег. Организации и государственные структуры привлекают к оформительской и иллюстративной деятельности в большинстве случаев волонтёров из армии фотолюбителей, что неизбежно приводит к соответствующему низкому «уровню любительской картинки», и делает восприятие многих российских презентаций тусклым и непрезентабельным.

Потребность в научно-исследовательской работе есть во всех сферах, не только в области фотоники и оптики, кино-фототехники и фотохимии  (бывшие НИИ ХИМФОТОПРОЕКТ, Красногорский оптико-механический завод, закрытые ныне «ТАСМА», «СВЕМА» и выживающий кое-как «СЛАВИЧ»). Отрасли нужны специалисты для фотографическо-полиграфического бизнеса, СМИ, фотобанков, архивов, и для арт-фото галерейного бизнеса. Сотрудников готовят кустарно, переучивая и доучивая в процессе выпуска низкокачественной информационно-визуальной продукции, с большими затратами рабочего времени и финансов.

В прошлом десятилетии появилась в стране первая коммерческая Академия Фотографии, которая пробудила к жизни рост частных школ фотографии и видеооператорского мастерства. Это движение набирает силу.

России, как и во всём мире, нужны высококвалифицированные кадры во всех отраслях науки и производства:


  • фотографы (репортёры, "пиарщики", рекламщики, портретисты, фотографы архитектуры и интерьеров, натюрмортов для пищепрома, и т.д.);

  • профильные специалисты (цветокорректоры, фотодизайнеры, редакторы, операторы печати, и т.д.);

  • учёные научно-исследовательских институтов, в областях аэро-фотосъёмки, астрономии, космоса, микробиологии, медицины и др., владеющие фотографическим видением и техникой высококачественного исполнения.

В результате анализа мы видим сформировавшуюся необходимость создания Интернет-порталов дистанционного образования, объединяющих механизмы и методики классического вуза (фотографическое образование  специалистов разных профилей) с ресурсами ФОТОАГЕНТСТВА (продающего новостные фотожурналистские изображения + банк иллюстраций для СМИ и рекламы), ФОТОИЗДАТЕЛЬСТВА (издание специализированной литературы и альбомов) и АРТ-ГАЛЕРЕИ (фотоискусство).

Подобные проекты сейчас интересуют нас в наибольшей степени, поскольку позволят охватить системным подходом весь комплекс организационно-информационного функционала для инновационной сферы высшего фотографического образования, интегрировать образовательные процессы с бизнесом и превратить в действующий научно-производственный комплекс, применяя самые современные IT-технологии.

Пришло время уделить особое внимание интеграции фотографических и математических моделей пространства, родивших 3D-технологию.

Результаты и научная новизна исследования:

Комплексное исследование данной тематики и реализация проекта позволит создать прецедент для введения фотографических специальностей в систему высшего специального образования Российской Федерации. Позволит скорректировать Государственный образовательный стандарт высшего специального образования, приближая его к европейским нормам Дорожной карты общего образовательного пространства, предложив при этом свои оригинальные национальные программы, методики, разработки.

Вывод:

Экономически эффективно инвестировать средства в красивую полиграфическую продукцию исключительно с адекватным визуально-информационным содержанием. Только так всё российское начнёт и выглядеть достойно, на высоком уровне.






К докладу Бондарева В.В.

на Конференции «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ЭКОНОМИКЕ, УПРАВЛЕНИИ И БИЗНЕСЕ»

Лекторское место даёт хорошую панораму обзора аудитории. Это лучшая точка съёмки общего плана, отражающего масштаб события и заинтересованные лица слушателей. Фотограф имеет уникальный инструмент информационного воздействия – он может наглядно отобразить (скажу дословно) «собственную точку зрения». Не только рассказывать о ней, но и показывать её. Как известно, один раз увиденное лучше, чем сто раз услышанное.

Ярлык: «Фотография – это ремесло, ничего больше», укоренился исключительно на советском пространстве, в результате стремления идеологических борцов доказать, что фотография не является искусством, а лишь техническое средство, аналогичное бездушному сканеру. В других странах ничего подобного нет, фотография с момента обнародования в 1832 году претендовала на роль нового искусства и стала двигателем многих умов к поискам научно-технических решений, обеспечив тем самым прогресс в различных областях знаний.

Русские ученые и видные деятели дореволюционной России увидели в новшестве великолепный инструмент познания мира и включились в гонку открытий. Было создано Российское общество фотографии, благодаря деятельности которого был создан в России первый в мире объектив с невероятной глубиной резко изображаемого пространства, а также до наших дней дошли редчайшие образцы фотографического искусства, как то цветные фотографии царской семьи 1900-х гг., фотопортреты известных людей, великолепные пейзажи.

Фотография уникальна как явление в своей многогранности. Её можно рассматривать как средство научного эксперимента или как его цель, изучая совокупность процессов, происходящих в ней, например:

+ творческие процессы

+ информационное и социологическое влияние

+ психологическое воздействие

+ эстетически-воспитательный комплекс

+ физико-химические и даже био-энергетические процессы

И сейчас лучшие из лучших профессиональных фотографов находятся в поиске ответа на главный философский вопрос фотографии: Что мы видим и что передаём, а что на самом деле запечатлевается и передаётся?

Многие профессиональные фотографы и операторы стремятся к получению не только специализированного образования, но и к максимально широкому кругозору, который даёт изучение десятков наук, главные из которых история искусств, литература, психология восприятия, философия, анатомия, физика, химия, математика, геометрия, а также искусства дизайна, графического рисунка и живописи, лепки, музыки и танца.

Остро стоят вопросы в области журналистики и СМИ, посвящённые достоверности передачи информационного сообщения и правдивости субъективной фиксации фактов, проблеме искажения смысла. Есть огромная научная проблема по организации электронной системы вербального описания изображения, интерпретации графических символов, хранения, классификации и автоматического поиска изображений по кодовым словам. Сейчас уже массово внедряются первые результаты данных разработок на уровне популярного Facebook.com, где пользователи лично описывают себя и индексируют вручную своих знакомых. А компания Apple уже несколько лет назад внедрила программу Aperture. Она помогает пользователю в автоматическом режиме проиндексировать по уже известным физиогномическим данным большие массивы отснятых фотоколлекций на предмет выявления указанной личности, основывая поиск на алгоритме поиска подобных векторных моделей контуров лица и его мимических складок в прямой и косых проекциях. 

Как вы видите, простор для науки велик, сколь велика и потребность в специалистах высшей профессиональной компетентности.

ГУ ВШЭ, 21.04.2011

Tags: hse.ru, Владар Бондарев, МГУ им. М.В.Ломоносова, Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments